четверг, 4 февраля 2016 г.

Учимся составлять исторический портрет

Исторический портрет - это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре, государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет отражает самые основные сведения об историческом деятеле. Для написания исторических портретов разработаны специальные алгоритмы (памятки).

5 класс
Алгоритм характеристики исторического деятеля
1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)?
2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем добивался своей цели?
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие - неодобрение?
6-11 классы 
Алгоритм  характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
или
- в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
- в социальной сфере
- в политической сфере
- в культуре

4. Результаты деятельности:
- чего добился
- как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых
Алгоритм характеристики деятеля культуры
1. Время жизни
2. Особенности эпохи
- идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
- отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре
Алгоритм характеристики государственного деятеля
1. Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков
Алгоритм характеристики военачальника
1. Время жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
- в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)
- в чем заключалась новизна применяемой тактики
- деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности   
Источник: О.Г. Веряскина и др. Тетрадь-тренажер. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение. Издательство "Легион", Ростов-на-Дону, 2013 г.стр. 12-13. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий