среда, 21 сентября 2016 г.

Эссе по обществознанию

Эссе - это произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.
Как написать эссе на 6 баллов
1. Для эссе предлагается пять высказываний философов, писателей, общественных деятелей. Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что:
• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
• чётко понимаете смысл высказывания;
• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.   

2. Пишем введение:
а) формулируем социальную проблему, содержащейся в цитате; 
б) после формулировки проблемы отмечаем актуальность этой проблемы для человека, его семьи, государства, общества в целом. 
в) далее раскрываем смысл высказывания, но не повторяем  дословно высказывание!
г) далее определяем свою позицию к высказыванию. Здесь соглашаемся с автором полностью, частично, опровергая определённую часть высказывания, или спорим с автором, высказывая противоположное мнение. 
3. Пишем основную часть.
В основной части заявленная во введении проблему должна раскрываем на трех уровнях:
а) теоретический материал - основы той базовой науки, к которой отнесено высказывание;
б) примеры из истории и (или) современной социальной реальности;
в) собственный опыт участия в какой-либо социальной деятельности.
Немного об аргументах. Аргументы - это факты, явления публичной жизни, действия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные подтверждения, ссылки на мировоззрение ученых и др. Приводим два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно отвечаем себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
О проблеме высказывания помним на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
4. Пишем заключение
Наконец, формулируем вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
5. Оформление эссе
Помним, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляем связный текст, используем слова-связки, уделяем внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе разбиваем на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом соблюдаем красную строку.
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:
• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
• указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Готовое эссе анализируем на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.

 Еще об эссе по обществознанию 

Комментариев нет:

Отправить комментарий